Кредитование Автокредит Кредитные карты Ипотека Расчет кредита Карта сайта


Верните кредит, который не брали

Банк два года одолевает москвичку требованиями погасить непредоставленный заем.
Банковская статистика свидетельствует: объем выданных кредитов растет. Внешне вроде все просто: взял деньги, потратил, а
потом вернул потихоньку с процентами.

И многие набирают кредитов, не удосуживаясь подсчитать, смогут ли они расквитаться с долгами. Потом начинаются проблемы, и
банк тут прав: брал – верни.

Но что делать, если человек не занимал, а банк требует вернуть несуществующий заем с процентами? Банковские клерки
названивают домой с предложением отдать кредит "по-доброму", потом подключатся представители агентства по выбиванию
долгов...

С такой ситуацией недавно столкнулась москвичка Елена Захарова.

"Помогаем улучшить вашу жизнь"

Влезть в долги Елена решилась не от хорошей жизни: срочно потребовалась кругленькая сумма на лечение. В конце 2005 года
женщина обратилась в банк с просьбой предоставить кредит в размере 30 тысяч рублей. И получила согласие банка.
Деньги должны были поступить на зарплатную карту Елены Владимировны. Но по непонятным причинам кредит на счет не пришел. А
потом и надобность в деньгах отпала.

"К своему удивлению, я узнал, что Вы все еще не воспользовались столь редкой возможностью получить зарезервированную для вас
сумму, – написал кредитный менеджер банка. – Наше предложение уникально. Заем от нашего банка заключает в себе много
преимуществ и помогает улучшить Вашу жизнь".

Но Елена Владимировна не купилась на увещевания банкиров: 24 октября 2005 года на факс банка ушло письмо с отказом от
кредита.

"Черный список" должников

"Уникальность" займа от банка стала известна через несколько месяцев: с периодичностью раз в две недели в квартире Елены
Захаровой стали раздаваться телефонные звонки. Банковские клерки сначала предлагали начать возвращать кредит. Потом стали
грозить судом.

– Я перезванивала в банк, говорила, что это недоразумение, просила разобраться, – рассказывает Елена Захарова. – Мне
подтверждали, что банком я не финансировалась, но мои данные почему-то не выведены из базы должников.
И звонки с напоминанием о несуществующем долге продолжались. И так – целый год.

В конце концов терпение у Елены Владимировны лопнуло: юрист посоветовал подать заявление в милицию.
– На очередной звонок из банка я ответила, что буду обращаться в ОБЭП, – рассказывает о своих мытарствах женщина. – Передо
мной извинились, и звонков до 12 сентября 2007 года не было. Я успокоилась, но, как оказалось, напрасно.

"Не усугубляйте ситуацию"

В начале сентября кредитный кошмар вернулся в жизнь Елены Владимировны. В ее квартире снова раздался звонок. Теперь уже
звонили не из банка, а из коллекторского агентства – конторы, специализирующейся на выбивании долгов. Представитель
агентства заявил, что ее дело передано банком на взыскание. А за 22 месяца "пользования" кредитом сумма долга с учетом
процентов выросла в полтора раза – до 44 тысяч 352 рублей.

Ситуация стала напоминать театр абсурда. В банке говорят, что денег Елене Захаровой не давали. Женщина распечатала все
операции по пластиковой карте, на которую должны были поступить деньги – платежей крупнее 4 тысяч рублей не поступало. А
долговое агентство требует вернуть несуществующий кредит. Вскоре Захарову стали атаковать не только звонками, но и письмами:
"Предлагаем Вам в добровольном порядке обеспечить возврат денежных средств и не усугублять ситуацию".

В конце концов Елена Захарова написала заявление в ОБЭП. А тем временем ей продолжают звонить и требовать вернуть
несуществующий долг...

КОММЕНТАРИЙ БАНКА

"Вопрос обязательно будет решен"
В банке неохотно комментируют ситуацию с выдачей кредита Елене Захаровой. Говорят, что не имеют права предоставлять
журналистам информацию о клиентах. Дескать, это запрещено Законом "О банковской тайне". О сути дела удалось выяснить лишь
следующее.

"В случае данном, когда клиент получает со стороны компании требования погасить неполученный заем, заемщику необходимо
связаться с клиентской службой, направить письменный запрос или жалобу, подтверждающие неполучение средств документы, и
вопрос со стороны компании будет обязательно решен", – передали в пресс-службе комментарий руководства.
Нам кажется, если бы банк чувствовал правоту за собой, то вел бы себя смелее.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Дмитрий ЯНИН, председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП): Потребитель вправе предъявить иск к банку
для возмещения вреда

– Мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда банк требует с гражданина погашения несуществующего долга. Привлечение
специалистов по возврату долгов в этом случае свидетельствует о непрофессионализме банка, который за два года не смог
понять, передал ли он в собственность заемщика деньги или нет.
Мы расцениваем действия банка как незаконные и причинившие нравственные и физические страдания гражданину. Потребитель
вправе предъявить иск к банку с требованием возмещения материального и морального вреда.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Докажи, что не верблюд!
На первый взгляд эта история – просто бредовая. Банк не знает: давал ли кредит клиенту? И с рвением, достойным лучшего
применения, выбивает несуществующий заем у пожилой женщины.

Но разве это первый случай из нашей жизни, когда приходится доказывать, что ты не верблюд. Исправно платите за
электричество? Но это не спасает от грозного уведомления: если в трехдневный срок не заплатите 3 тысячи рублей, то в
квартире отключат свет. Расплатились по кредиту? Но в банке потом могут насчитать еще червонец и будут буквально
терроризировать изо дня в день.

Напрашивается обидный вывод. Мы – дойная корова. Финансовые организации ведут себя так нахально потому, что мы не защищаем
своих прав. А надо, чтобы добиться большего к себе уважения.

На днях в Ульяновске состоялся судебный процесс. Владимир Ларинов купил в кредит домашний кинотеатр. Полностью за него
расплатился. Но представитель банка начал звонить по ночам и требовать уплаты штрафов. Оказалось, при оформлении кредита
клиенту выдали бланк с неправильными реквизитами и деньги несвоевременно приходили в банк. Терпеть "телефонный терроризм"
Ларинов не стал: потребовал с банка в суде 5 тысяч рублей в качестве моральной компенсации. И суд встал на его сторону.
Кстати, Елена Захарова, историю которой мы сейчас рассказали, готовит документы для подачи в суд.

А вывод ведь один: страшный непрофессионализм многих банков, фирм, отсутствие элементарного внимательного отношения к
клиенту. Чаще всего звучит отговорка, что, мол, человек попал в базу данных и ему по ошибке приходят все требования.
Ну так изымите из базы данных, проверьте, чтобы все соответствовало реальной ситуации. Это ведь ваша работа. Видимо, только
когда клерки своим карманом будут отвечать за подобные "особые случаи", тогда начнет хоть что-то меняться.